Samolet73 (samolet73) wrote,
Samolet73
samolet73

Экономические истоки русского национализма.


Текст в целом очень грамотный. Но вот вступление меня просто убило на месте. Ведь так все и было, ведь это мое детство и юношество. Кружки, секции по интересам - и все бесплатно. И ведь большинство чем то всегда занималось, я сам менее чем в двух секциях никогда записан не был. Причем это были и фото кружки и какая ни будь спортивная секция одновременно. У меня вечера не было свободного.
Читайте.





  В 80-е годы ХХ столетия, когда я был советским школьником, на первом этаже дома, где я жил, располагался "Клуб юных техников". Это был один из множества КЮТов в нашем городе и такие КЮТы были во всех городах Советского Союза. Нынешняя молодежь не знает что это такое, да и многие люди моего поколения уже забыли тот факт, что в нашей стране действовали детские технические учреждения, поэтому я расскажу вначале о том, что такое были эти "Клубы юных техников" и чем там занималась советская молодежь.
  
   "Клуб юных техников" располагавшийся в моем доме занимал 300 или 400 квадратных метров площади, которые были поделены на комнаты по 30 или 60 метров. Таких комнат было всего 6 или 7. Каждая комната была отведена под конкретное направление деятельности. В нашем КЮТе таких направлений было несколько: ракето- и авиамоделирование, дельтапланеризм, судомоделирование, радиотехника и радиодело и что-то еще. Каждым таким направлением руководил мастер. Если, с одной стороны, КЮТы держались на нашем мальчишеском энтузиазме запустить в небо самолет или ракету, а, повзрослев, подняться в небо на своими руками созданном планере или дельтаплане, то с другой стороны они держались на мастерах. Мастерами были люди влюбленные в технику, специалисты каждый в своей области, проработавшие не один год на производстве, имеющие склонность и опыт педагогической работы с подростками. Каждый из мастеров был не только высококвалифицированным специалистом, это были по настоящему творческие люди, что называется горевшие идеями, и не только техническими. Технические идеи и сама техника являлись для них лишь средством для реализации более высоких идей, более высоких целей. Какие это были цели? Каждому человеку, в ком горит божья искра, это были понятные и простые цели и стремления стать своим умом и своим трудом выше обыденной человеческой жизни, и если не реализовать, то прикоснуться к обычной человеческой мечте - стать ближе к небу, или к морю, или к Космосу. Это были мечты с помощью техники стать свободными, иметь возможность не только ходить по земле, но и летать в небе, парить под облаками, заплыть по речке или по океану в неведомые дали, общаться посредством радио с радиолюбителями с других континентов, ловить звуки далекого Космоса. В то время в этих мечтах не было ничего удивительного, Советский Союз был технической цивилизацией, на первое место ставившей покорение природы с помощью техники. Сейчас я понимаю, что эти люди, которые на официальном языке звались мастерами-педагогами внешкольного обучения, были пусть небольшими, но Прометеями. Была в них жизненная энергия, горел божий огонь, который передавался нам, окрестным пацанам, которым, через посредство КЮТов, посчастливилось прикоснуться к техническим тайнам человеческой цивилизации.
  
   Как мы приходили в КЮТы? КЮТы были доступны для всех советских подростков, требовалось лишь согласие родителей, завуча школы и сдача зачета по технике безопасности. Участие в деятельности КЮТа было полностью бесплатным, все оплачивало государство. Для государства рабочих и крестьян деятельность КЮТов и аналогичных им учреждений была выгодна. Человек, с детства увлеченный реализацией собственной технической идеи, начинал работать с инструментами и материалами, работать творчески. А вдруг вырастет новый Королев или Туполев? Для подготовки будущих мастеров ракето- и самолетостроения, судостроения, радиодела тех денег, что выделялось на содержание КЮТов, советскому народу было не жалко.
  
   Первое знакомство с деятельностью КЮТа у меня началось с того, что в одном из технических журналов я вычитал статью о прошедшем соревновании ракетомоделистов России. Статья была богато иллюстрирована фотографиями моделей, их техническим описанием, чертежами, характеристиками. Загорелся сам построить ракету. Пошел в районную библиотеку и взял книжку польского автора о теории ракетомоделирования. Изучил по книжке теорию и решил какую буду строить ракету. Материалом для ракеты послужила бумага, эпоксидный клей и дерево. Из бумаги и смолы сделал корпус по макету болванки. Болванку выточил из бруска дерева на деревообрабатывающем токарном станке во время школьного урока труда. Головной обтекатель и стабилизаторы тоже сделал из дерева. Парашют сшил из куска шелка. Встал вопрос о двигателе. Сначала сделал двигатель на основе смеси селитры, серы и угля, рецепт взял из книжки. Сопло выточил из металла на уроке труда в школе. Опытный образец проверил в хоккейной коробке. Двигатель работал. Решил опробовать уже на ракете. Назначил день и час запуска. На запуск собрались ребята со всего двора. Воткнул в землю направляющий штырь, поставил ракету, подвел электрический пускатель. Отошел метров на 10 и замкнул контакт. Ракета поднялась выше 9-этажного дома и на сработавшем парашюте опустилась в другом дворе. Радости было!
  
   На следующий день подходит ко мне одноклассник и предлагает придти в КЮТ, который недавно открылся в моем доме и где он, оказывается, делает планер. Пришел. Смотрю, под потолком, на стенах, в коридорах висят, стоят множество моделей ракет, самолетов, судов, парусников, радиостанций, антенн, в шкафах много технической литературы, журналов. В классах шум станков, ребята что-то сверлят, обтачивают, мастерят; поразило большое количество и новизна станков. Нашел своего одноклассника, он представил меня мастеру. Мастер с интересом расспросил меня о моей ракете, очень внимательно ее рассмотрел и внимательно меня выслушал, особенно о том, как я делал расчеты по аэродинамике. Предложил продолжить тему в КЮТе. Я согласился, с учетом, что на первое место все-таки ставлю занятия спортом; я тогда занимался в секции бокса. Мастер спросил, что буду делать и что мне нужно. Я ответил, что хочу сделать ракету большего размера, но есть проблема двигателя, поскольку требуется более стабильное в горении топливо. Мастер сказал, что ракетные двигатели не проблема и достал из сейфа несколько штук заводского изготовления. Сейчас уже не помню, где они были сделаны, по-моему, это были или польские или ГДРовские двигатели. Под размеры и тяговые характеристики выбранного двигателя стал делать ракету. Запуск прошел успешно. После ракеты сделал кордовую модель самолета. Все детали самолета изготовил в КЮТе, станков было много. В магазине приобрел только одноцилиндровый поршневой мотор. Бак для топлива, топливопроводы изготовил тоже в КЮТе.

Продолжение...


Tags: СССР, национализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments